журнал СЕНАТОР
журнал СЕНАТОР

ЛАУРЕАТЫ I МТК «ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ»


 

дипломанты-1 | дипломанты-2 | дипломанты-3

Ирина ДРУЖАЕВА    Вера ПУШКАРСКАЯ    Варвара ТИШИНА    Сергей ВАСИЛЬЕВ    Владимир ГОРДОН    Евгений ГОРБУНОВ   

 

«МАША И МЕДВЕДЬ»
баллада (детская поэзия),
Ирина ДРУЖАЕВА
Лауреат I Международного творческого конкурса «Вечная Память!»

(г. Городец, Россия).

Родилась в 1957 году в Нижегородской (Горьковской) области, ныне — домохозяйка, была преподавателем нижегородского вуза.

Творчеством занимается недавно, в основном, живописью — глина на холсте, уже состоялась первая персональная выставка, также пишет стихи и рассказы. Публиковалась в «Литературной газете» и альманахе издательства «Юность», «Лазоревая степь» (Краснодар), в сборнике «Живи, родник», в журнале «Вертикаль» и других Нижегородских изданиях. В 2005 году у неё вышел сборник стихов «Годичное кольцо», а Нижегородский областной Департамент культуры помог выпустить первую детскую книгу с авторскими иллюстрациями «Дивный сад» (изд. «Кварц»), в ближайшее время ожидается выпуск из печати серия детских книг.

«Моё поколение воспитывалось дедушками и бабушками, прошедшими через войну — через ужасы фронта и трудности тыла. Дед — фронтовик, орденоносец, а бабушки всю жизнь трудились в деревне. Через их живые рассказы скорее, чем через фильмы и книги, понимаешь, что же такое война. Но подвиги в годы войны совершались не только на фронтах, но и в оккупации, и в тылу — люди не щадили себя ради Победы, не считая своё самопожертвование и тяжкий труд подвигом…» — пишет нам лауреат конкурса «Вечная Память!» Ирина Дружаева.

 

«НЕИЗВЕСТНЫЙ СОЛДАТ»
поэтический цикл
Вера ПУШКАРСКАЯ
Лауреат I Международного творческого конкурса «Вечная Память!»

(г. Киев, Украина)

Вера ПУШКАРСКАЯВетеран Великой Отечественной войны и Труда, учительница литературы, пенсионерка.

1922 года рождения, окончила Московский государственныйй пединститут. Педагогический стаж — 30 лет, автор нескольких методических пособий. В годы Великой Отечественной войны работала в госпиталях, была донором. Имеет награды: знак «Відмінник народної освіти», медаль «А.С.Макаренко», а из военных — несколько юбилейных медалей, последняя — «Захиснику Вітчизни».
«…Забытыми поныне там лежат,
Не под плитой на родовом погосте,
В лесах, болотах, зарослях, во мхах
Солдат-героев тлеющие кости.

И для того, чтоб память сохранить
О тех, кто «без вести» пропал когда-то,
Наш долг пред ними — всех захоронить
Всех! До последнего советского солдата!»

Уже прошло шесть десятилетий как закончилась война, но до сих пор мы все живем, считая себя цивилизованными, забыв при этом о совести и святом долге перед погибшими на этой войне и до сих пор не захороненными неизвестными солдатами — нашими освободителями. Кто знает, сколько этих останков?.. Верно говорят: «Не кончилась война, если хоть один солдат ещё не захоронен!..» Вот так и живём, а война продолжается, она продолжается в наших сердцах, в нашем сознании и в нашей памяти, оттого и мучаемся, терпим всей страной всяких неудач, потому что все мы живем не в ладах и не в согласии со своей совестью... Да что там мёртвые: мы не ценили и до сих пор продолжаем проявлять равнодушие к ветеранам-участникам Великой Отечественной войны, а не то, чтобы помнить и захоронить погибших неизвестных солдат, чьих-то сыновей, отцов, матерей и сёстер.

 

«ВОЗВРАЩЕНИЕ»
очерк
Варвара ТИШИНА
Лауреат I Международного творческого конкурса «Вечная Память!»

(г. Великий Новгород, Россия)

Варвара ТИШИНАСтудентка факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, лауреат международных музыкальных конкурсов (скрипка, сольное исполнение).

Родилась в Новгороде в 1977 году. С четырех лет занимается музыкой:

— Это было желание моего дедушки. Он подарил мне скрипку, и мечтал, что я буду учиться в Институте им. Гнесиных, который он лично проектировал и строил по дружеской просьбе Елены Фабиановны Гнесиной. К сожалению, он не дожил до того момента, когда я одновременно успешно выдержала экзамены в Институте им. Гнесиных и в Московской Государственной консерватории, которую выбрала для своей дальнейшей учебы и успешно закончила. В 2002 году поступила в аспирантуру и за это время многократно участвовала в различных международных фестивалях и конкурсах, стала лауреатом первой и второй премий на международном конкурсе в Ворзеле (2003 г.).

Увы, после травмы, полученной мной в 2004 году, об активной концертной деятельности пришлось забыть. С того времени я стала писать, правда, пока что «в стол». У меня особый интерес всегда вызывали исторические темы, поэтому я занялась изучением архивов моих бабушки и дедушки, с которыми я провела все свое детство. Бабушка — Константинова Тамара Матвеевна, была в течение двадцати трудных послевоенных лет директором Новгородского Краеведческого Музея-заповедника, а дедушка — Тишин Алексей Васильевич, выдающийся архитектор, в те же годы был откомандирован из Москвы на восстановление почти погибшего города, где и пробыл долгое время начальником архитектурного отдела «Новгородоблпроекта».

В 80-х годах, отойдя от дел, они работали над созданием книги о неизвестной истории Великого Новгорода. Дело в том, что при восстановлении города, их усилиями, проводилась не только реконструкция и реставрация памятников архитектуры, но и археологические раскопки в самом центре города. Невозможные в мирное время, эти раскопки дали ученым-историкам новые сведения о жизни древнего города. Именно эти исключительные знания инициаторов и участников исследований подтолкнули их к работе над книгой. К сожалению, книга так и осталась в черновиках: война и тяжелые годы лишений подорвали их здоровье, а книга так и осталась неоконченной.

Привычка вести дневники, идущая из давних времен, а ныне, к сожалению, утраченная в современной России, была присуща и моим дедушке и бабушке. Именно эти воспоминания из дневников стали основным материалом, вдохновившим меня на написание очерка «ВОЗВРАЩЕНИЕ». Многие фрагменты из этих воспоминаний мне были знакомы еще с детства: они про войну рассказывали часто и вдохновенно, при этом, я помню, часто навертывающиеся на глаза слезы бабушки, и суровую серьезность дедушки. Они рассказывали не про жестокость войны и ужасы смерти, а про подвиги людей, простых, даже им не знакомых, но тех, чьи образы сберегла их память, благодаря поступкам тех незнакомых сограждан.

Современное видение той Великой войны есть боль, страх и кровь. Но в этом ракурсе нет места гордости за подвиг, уважению к седине и блеску медалей, радости за свободу. Слова: «Спасибо Вам за подвиг!» — стали ничего не значащей банальностью. Время беспощадно — умирают герои, а вместе с ним умирает и память о прошлом. Поэтому все инициативы по возрождению патриотизма в нашей стране обречены на провал, если мы не перестанем стыдиться за прошлых ошибок. Наоборот, станем гордиться подвигами наших близких и родных, ведь патриотизм начинается именно с уважения к памяти предков, а отрицание памяти о прошлом приводит общество к отрыву от традиций и потере народности!

«Два чувства дивно близки нам

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них основаны от века

По воле Бога самого

Самостоянье человека,

Залог величия его…» (А.С. ПУШКИН).

Моя мечта — завершить работу моих предков, собрать воедино все, что подготовлено и написано. В этом смысле я благодарна организаторам конкурса, ведь именно конкурс помог мне осуществить первый и самый трудный шаг на этом пути, более того, в прошлом году я приняла решение о необходимости получения журналистского образования (чтобы профессионально заниматься этим делом) и поступила на факультет журналистики МГУ, где сегодня я учусь. Одновременно я работаю и над серией статей по истории моего любимого города в связи с приближением 1150 годовщины основания Великого Новгорода. Надеюсь, что эти работы также заинтересуют и редакции столь серьёзного издания, каким я открыла для себя федеральный журнал «СЕНАТОР». Конечно, я горда тем, что моя работа вошла в список работ финалистов конкурса и получила столь высокие оценки членов жюри, но это гордость не собой (ведь моя работа состояла лишь в некотором литературном оформлении воспоминаний), а моей бабушкой и ее подвигом.

К сожалению, факт остается фактом: сегодня героические подвиги наших предков преданы забвению, так и подвиги моих родственников. Их не оценили по достоинству при жизни, а Новгородский Краеведческий Музей, столь многим обязанный Константиновой Тамаре Матвеевне, и все местные власти, в час её смерти оказались даже не способны отдать дань уважению её подвигам, кроме маленького некролога на странице одной из новгородских газет! Ведь она жила ради возрождения и процветания Великого Новгорода!

Сегодня, пройдя по красивым зеленым улицам Новгорода и видя возрожденные храмы, я горжусь своей бабушкой и вспоминаю её слова: «Жить стоит лишь ради мечты!» А мечтой бабушки была возрождение нашего города и она осуществилась. Великий Новгород потому и Велик, что его сделали таким простые люди, как моя бабушка — Константинова Тамара Матвеевна. Они сохранили этот город и передали нам, поэтому все нынешние жители города должны быть благодарны этим людям, знать и помнить их, осознавая, что они живут в этом Великом Городе, когда-то разрушенного до основания немецкими фашистами и восстановленного самоотверженными людьми, как моя бабушка. Мы всей жизнью своей обязаны им, обязаны помнить их и гордиться!

 

«БИЛЕТ В ПРОШЛОЕ»
рассказ
Сергей ВАСИЛЬЕВ
Лауреат I Международного творческого конкурса «Вечная Память!»

(г. Анадырь, Россия).

Сергей ВАСИЛЬЕВЖурналист, член Союза журналистов России.

Родился 18 сентября 1953 года в Луганской области Украины. С отличием окончил режиссерский факультет Харьковского государственного института культуры. Работал режиссером театра музыкальной комедии в Донбассе. С 1980 года проживает на Чукотке, был режиссером и редактором Государственной телерадиокомпании «Чукотка». Одновременно сотрудничал с газетой «Крайний Север», в редакции которой работает в настоящее время.

«Творчеством занимаюсь всю жизнь — пишет Сергей Васильев, — в молодости пел и играл в вокально-инструментальном ансамбле, увлекся театром. Когда начал писать, — не помню. Сначала это были маленькие рассказы, стихи, которые публиковались в одно время выходящей литературной газете «Ярар», издаваемой местным отделением Союза писателей. Некоторые произведения звучали по радио в музыкальном оформлении и собственном исполнении. Повесть «Первый день остатка жизни» была опубликована в нескольких номерах газеты «Крайний Север». Печататься особенно не стремился, всегда считал, что написанное должно отлежаться. В запасе есть рассказы, повести, стихи. Что касается стихов, то пишу их редко по вдохновению. Но скопилось достаточное количество. В основном они посвящены Северу и Чукотке…

Занимаясь журналистикой, приходится очень много писать проблемных материалов. От этого очень устаешь, тем более, что проблем и социальных, и экономических еще предостаточно. В творчестве много простора. Это не только литература, но и музыка, театр. Но я никогда не сажусь писать специально. Должен быть толчок, когда не написать уже невозможно. Таким толчком послужил дневник моего отца-фронтовика. Я словно прикоснулся к тому Времени, просто-таки оказался в нем. Это очень болело и рвалось наружу. Результатом стал рассказ «Билет в прошлое». Мне, живущему на Северо-Востоке страны, часто приходится путешествовать во времени. Целых 8 часов размышлений по пути в Москву, когда самолет обгоняет время. Там очень хорошо думается.

Я писал рассказ к 60-летию Великой Победы. Не думал о том, будет ли где-то напечатан рассказ или нет. Когда услышал о конкурсе, решил отправить. Главным образом потому, что хотел отдать долг не только отцу и матери, но и всем, кто причастен к великому подвигу нашего народа. Не расцениваю конкурс, как возможность удовлетворить свои литературные амбиции и возможность заявить о себе. Писателем себя назвать не могу. Это слишком большой аванс. Конечно, приятно, что рассказ замечен. Значит, я вписал свои маленькие строчки в историю Великой Отечественной, а о моих родных узнают тысячи людей. Это то очень маленькое, что я могу им вернуть из того, что должен.

— Почему вы решили участвовать в МТК «Вечная Память!», каково значение конкурса для вас и что принесло вам участие в нем?

— Конкурс объединил авторов из многих стран мира и мое участие в нем обогатило мою собственную память ПАМЯТЬЮ других авторов-участников МТК «Вечная Память!».

Меня всегда угнетало то, что молодые, да и не только, люди стали забывать о подвиге своих отцов и дедов. А Время, к сожалению, многое стирает. Я очень жалею, что, когда были живы мои родители-фронтовики, не записывал их рассказы. Конкурс «Вечная Память!» дал возможность многим внести свой вклад в общее дело ПАМЯТИ. Эта тема бездонна. Многие миллионы жизней… А по сути миллионы биографий, историй, ситуаций и доселе неизвестных и неоцененных подвигов. Пока еще живы те, кто прошел дороги войны, живы их воспоминания — просто необходимо ловить каждое их слово, записывать каждый эпизод! Этому нельзя дать забыться! Посмотрите, сколько мы узнали из присланных на конкурс произведений! Для меня бесценным оказался, чудом сохранившийся отцовский дневник, который и лег в основу рассказа «Билет в прошлое». А сколько таких реликвий в архивах других семей! Конечно, это бесценно и должно находиться в музеях, находить свое воплощение в литературе и искусстве.

— Какое место занимает память о Великой Отечественной войне в жизни вашей семьи и близких родственников?

— Война в моей жизни занимает огромное место! Мои родители прошли через войну. С самого детства праздник 9 Мая в нашей семье является СВЯТЫМ. Пусть я тогда не все понимал, но то, что слышал от отца и матери, навечно вошло в душу. Некоторые рассказанные эпизоды из их фронтовой жизни врезались в память. Традиция вставать в минуту молчания 9 Мая соблюдается в моей семье неукоснительно. Я стремлюсь рассказать детям то, чего они не знают. Так получилось, что они не знали дедушку и бабушку. Сейчас дети взрослые, но я вижу, что мне удалось уберечь их от цинизма. Они также серьезно относятся к памяти о Великой Отечественной и гордятся своими поистине героическими дедушкой и бабушкой. Думаю, что мои дети расскажут своим детям, будут рассказывать друзьям и знакомым. А это все равно ПАМЯТЬ!

— Как вы думаете, что происходит с патриотизмом в России и что нужно предпринять на государственном уровне для его усиления в обществе? Каково значение имеет в этом память о Великой Отечественной войне?

— К сожалению, происходит то, что происходит в стране, где нивелируются многие нравственные понятия. Там, где правят деньги, а героями и примером для подражания у молодежи становятся «крутые парни», трудно говорить о патриотизме. Как и прежде, огромную роль в воспитании патриотических чувств могут сыграть литература и искусство. Только сделать их нужно доступными. И, безусловно, телевидение, как самый массовый и доступный источник информации. Государство может и должно хотя бы на государственных каналах отрегулировать сетку вещания в сторону передач патриотической направленности, большего количества познавательных программ, художественных и документальных фильмов о Великой Отечественной войне. Ведь на телеэкранах образ солдата, который в войне с фашизмом отдавал свою жизнь, сменил образ спецназовца в локальных конфликтах. Ничего не хочу сказать плохого о воинах-афганцах или воевавших в Чечне. Многие из них честно воевали согласно присяге и продолжают оставаться такими же честными и порядочными. Они любят свою Родину. Но молодым на телеэкране подсовывают образ разочаровавшегося, никому не нужного человека, которому некуда податься, кроме как в криминальные структуры. Значит государство, посылая людей в Анголу или Афганистан, затем вычеркивает их? Мне трудно говорить о том, что должно сделать государство, но должно! Думаю, что после всех испытаний, выпавших на долю нашего народа на протяжении почти ста лет, государство остается в вечном долгу перед народом. Думаю, что в сохранении памяти о Великой Отечественной войне огромную роль должны сыграть образовательные учреждения. Пока что в наших школах история остается только учебником и то весьма противоречивым.

— Ваше отношение к антинародным проявлениям (фашизм, ксенофобия и др.) в России и методы «борьбы» с ним?

— Отношение к бритым юнцам с фашистской символикой брезгливо-презрительное. Но я понимаю, какую опасность они несут обществу. Поэтому я сторонник очень жестких мер. Почему-то в побежденной Советским Союзом Германии пропаганда фашизма законодательно запрещена. Как бы запрещена она и у нас. Но мы то и дело слышим о вылазках различных молодчиков. Полагаю, что метод борьбы один — репрессивный. Любое проявление фашизма и ксенофобии должно быть уголовно наказуемым. И срок при этом в Уголовном кодексе также должен быть немалым. Это уже не игрушки, а бритые юнцы — не заблудившиеся овцы. Ими руководят опытные идеологи. Если упустили моменты воспитания в семье и школе, в целом в обществе, то, к сожалению, остается только такой путь. В 17-20 лет человек уже должен многое понимать и думать. Их сверстники уже гибли за Родину в сороковые. Пусть думают в тюрьме. Возможно, это жестко, но другого не остается. Хотя лучше бы было, чтобы в УК была статья, предписывающая таким людям ежедневно в местах не столь отдаленных в течение всего срока смотреть лучшие образцы отечественного кинематографа о войне и ежедневно читать лучшие литературные произведения. А для того, чтобы выйти на волю сдать соответствующий экзамен. Возможно, шутка горькая.

А альтернативой на будущее организациям подобного толка могут стать другие молодежные объединения, воспитывающие настоящих мужчин и патриотов своей Родины. Этим нужно серьезно заниматься и государству, и общественным организациям, и школе и т.д. Боюсь только, что воспитанием патриотизма надо было уделять внимание «вчера».

 

«ХОЛОДНЫ ВЕСНОЮ РЕКИ»
рассказ
Владимир ГОРДОН
Лауреат I Международного творческого конкурса «Вечная Память!»

(г. Одесса, Украина)

Владимир ГОРДОНУчастник Великой Отечественной войны, награждён орденом Великой Отечественной войны, орденом Красной Звезды и 17 медалями.

Родился в 1924 году в г. Артемовске Донецкой области Украинской ССР. Окончил 7 классов в Одессе, поступил на рабфак Индустриального института и работал на заводе строгальщиком по металлу. В начале войны участвовал в оборонных работах в Одессе: рыл окопы, траншеи, противотанковые эскарпы. В конце августа 1941-го их семья эвакуировалась на Кавказ, где он работал пастухом, пахарем, слесарем МТС. Призван в армию в июле 1942 года, участвовал в боевых действиях: освобождал Венгрию, Австрию и её столицу Вену. После войны направлен на учёбу в Ивановское политическое училище, после его окончания он получил звание лейтенанта и 34 года прослужил в армии: в Германии, Сибири, Забайкалье. Вышел в отставку в звании полковника — с должности начальника цикла социально-экономических дисциплин Ачинского авиационного военного училища.

Впервые печататься начал в 50-е годы, сначала это были различные статьи и заметки в военных газетах, а потом и более серьезные, такие как повесть «С глазу на глаз» (сборник «Сердца зажигали огнем», Москва, Воениздат, 1987) и другие.

— Какое место занимает память о Великой Отечественной войне в жизни вашей семьи и близких родственников?

— В нашей семье память о войне очень крепка. Как соберемся вместе, так и пошли воспоминания. Есть, что вспомнить, и есть, что забыть. Началась война, а в нашей семье — семеро детей, из них — два допризывника. А 14 июля 1941 года родился самый младшенький. Ужасы бомбежек, пожаров, слухов… В конце августа — эвакуация на Кавказ. «Прелести» эвакуации, а тут еще беда — умер от воспаления легких трехлетний братик Юленька. Мы вспоминаем войну не только со слезами, но и с гордостью. Мы победили, мы выдержали. Два воина — старшие братья— остались живы.

— Как вы думаете, что происходит с патриотизмом в России и что нужно предпринять на государственном уровне для его усиления в обществе? Каково значение имеет в этом память о Великой Отечественной войне?

— Патриотизм — это любовь к родине, ее истории, ее героям, традициям, культуре, искусству. Это великая сила, о которой государственные мужи должны всегда помнить. И не ослабевать воспитания патриотизма у подрастающего поколения. Сейчас эта работа ослаблена до нуля. И дума, и правительство должны оглянуться, подумать, принять решение и действовать.

— Ваше отношение к антинародным проявлениям (фашизм, ксенофобия и др.) в России и методы «борьбы» с ним?

— Фашизм — это самая большая беда 20-го века. Для того, чтоб это понять, достаточно ознакомиться с материалами Нюренбергского процесса. Я одобряю его приговор. Судебное заседание народного военного трибунала длилось 11 месяцев и показало всему миру дьявольское лицо фашизма. Как же к нему можно относится? Как с ним бороться? Тут двумя словами не обойтись, слишком уж многогранна эта проблема. Да и написано по этому поводу немало. Знаю только, что средства массовой информации также в полной мере несут ответственность за то, что твориться сейчас в России: поменьше бы стрельбы и крови на страницах книг, в сериалах, фильмах. Я не говорю о цензуре. Я говорю о том, что «сеять разумное, доброе, вечное» сегодня актуально, как никогда.

 

«ВЗГЛЯД С МАМАЕВА КУРГАНА»
поэтический цикл
Евгений ГОРБУНОВ
Лауреат I Международного творческого конкурса «Вечная Память!»

(г. Волжск, Россия)

Евгений ГОРБУНОВЧлен Волжского городского клуба авторской песни.

Родился в 1962 году в г. Челябинске, в 1972 году вместе с родителями переехал в Азербайджан (г. Сумгаит), где прожил до 1988 года. Там же окончил школу и институт, а после службы в армии работал на Сумгаитском трубопрокатном заводе. С 1988 года проживает в Волжске (Волгоградская область) и работает на местном заводе по специальности — правильщиком проката и труб.

В свободное время пишет стихи и музыку, стихи начал писать со школьных лет, «более системно занялся творчеством в 1990 году» — говорит он, — не полагаясь на память, стал записывать. С 1995 года постоянно печатаюсь в заводской газете, реже — в городских изданиях».

«Мы опоздали! Традиции, слава…
Поступью чинной прошли стороной.
Мы перестали гордиться державой,
Что-то случилось с великой страной.

Я бы гордился серьезно и стойко,
Я бы Россию в стихах воспевал.
Если б не рылся, как пес на помойках,
И не просил бы, и не воровал.

Я не родился ни бедным, ни вором.
Чем отличился? Где ставят печать?
Я бы гордился трехцветным колором,
Да разучился цвета различать

Я б ни за что не нарушил закона:
Цели благие преследует он.
Жаль, что закон наш послушно закован,
В цели златые одели закон.

«Я бы вставал, звуки гимна заслышав, –
Друг говорил, — только не на что мне.
Я бы вставал, — и добавил чуть тише, –
Ноги оставил на мине в Чечне!»

Я бы наивным не прочь оставаться,
Чтоб беззаветно отчизну любить.
Только взаимности хочется, братцы,
Хочется мне и при жизни пожить.

Я не спесив. Мне чихать на Багамы.
Душу тревога спалила дотла.
Будь мне, Россия, не мачехой — мамой!
Дай мне немного любви и тепла!»

 

Юрий ЛОПАТИН    Сосо МЧЕДЛИШВИЛИ    Александр ОГНЁВ    Виталий ФЕСЕНКО   

 

«ГАЛЯ МОЛОДАЯ»
рассказ
Юрий ЛОПАТИН
Лауреат I Международного творческого конкурса «Вечная Память!»

(г. Самара, Россия)

Юрий ЛОПАТИНЗаместитель главного редактора газеты ПриВО, полковник, член Союза журналистов России.

Родился в 1960 году в селе Веселоярск Рубцовского района Алтайского края. Детство и юность прошли в Восточном Казахстане. В 1978 году был призван в ряды Вооружённых сил, в 1979 году поступил на факультет журналистики Львовского высшего военно-политического училища. После его окончания 11 лет прослужил в Забайкальском военном округе; с 1994 года — в газете Приволжского военного округа «Солдат Отечества». Первые заметки и юношеские стихи увидели свет в стенной печати, а первая публикация «Приходите в августе» была напечатана в газете в 1978 году, она была посвящена недостаткам в учебном процессе. Во годы учёбы во Львовском ВВПУ стал заниматься литературным творчеством и проходил занятии в литкружке. «Это были сюжеты рассказов о Великой Отечественной войне, которые приходили, главным образом, во время бессонных ночей в карауле» — пишет Юрий Лопатин. А первый рассказ — «Фронтовая закалка», увидел свет в газете «Советская Армия» Группы советских войск в Германии (1982 г.).

— Почему вы решили участвовать в МТК «Вечная Память!», каково значение конкурса для вас и что принесло вам участие в нем?

— Конкурс «Вечная Память!» — одна из немногих акций, в ходе которых можно показать читателям, особенно молодым, своё видение Великой Отечественной войны, без купюр, но и без злопыхательства, характерного для некоторых писателей и публицистов. Главное — вклад в Победу внесли не только фанатично преданные советскому строю люди, но и те, для кого страна была не матерью, а злой мачехой — родственники репрессированных и просто не довольных властью. Для них ясно, что, кроме мачехи, есть ещё братья и сёстры, которых нужно защищать. Понимание этого приходит к каждому из них в разные сроки. Иногда достаточно всего нескольких часов, как Дронову из рассказа «Пропуск на Запад». Конкурс для меня значим тем, что, в отличие от большинства других, он является международным, а знаменателен тем, что мои произведения оценены по достоинству.

— Какое место занимает память о Великой Отечественной войне в жизни вашей семьи и близких родственников?

— Великую Отечественную выиграло поколение людей, которых, увы, уже не будет: миллионы пассионариев остались на полях сражений. Столь массового самопожертвования история не знала. Память о не вернувшихся с войны в нашей семье — самая светлая. В 1943 году в бою погиб родственник моей жены Николай Тарасович Приходько, соратник легендарного разведчика Николая Кузнецова. Оба Героя Советского Союза боролись против фашистов и их пособников — бандеровцев и прочих националистов. В роду моей жены от рук добровольных помощников гитлеровцев погибли четверо, в том числе и дети.

Сопротивление населения Украины захватчикам и местным бандитам было всеобщим. Народная память сохранила это, и какая бы власть ни приходила, какие бы учебники истории ни выпускались, мнение простых людей не изменить: Победа стала возможной при колоссальном напряжении сил подавляющего большинства граждан огромной страны, называвшейся Советским Союзом. Кстати, на Украине до сих пор сожалеют распаде великой державы. Да, пожалуй, и не только там…

— Как вы думаете, что происходит с патриотизмом в России и что нужно предпринять на государственном уровне для его усиления в обществе? Каково значение в этом память о Великой Отечественной войне?

— Куда девался патриотизм? Он задохнулся в сорняках, посеянных в начале девяностых. Усилия общественных патриотических организаций — как барахтанье потерпевших кораблекрушение в море насилия, пошлости и разврата. Гордиться пока нечем: экономика не достигла уровня последних советских лет. Да, можно и нужно воспитывать детей фразами: «Несмотря на развал Советского Союза, у нас, сынок (дочка), по-прежнему самая большая в мире страна. У нас всё получится. Слово «Россия» ещё будет у всех на устах в любой точке планеты». Вместо этого с языков пап и мам срывается: «Страна дураков!» Воспитаем патриотизм? Даже если вместо кока-колы подростки станут пить «Николу», но при этом бросать пустые бутылки себе под ноги, т.е. на родную землю, о возрождении патриотизма не может быть и речи.

У нас нет национальной идеи. Обидно. А ведь всё просто — рожать больше детей, чтобы остановить процесс самоуничтожения, заселить просторы Сибири и Дальнего Востока, пока их не заселили другие. Необходимо на государственном уровне немедленно принять программу повышения рождаемости. В одном или нескольких регионах, выделив солидные бюджетные средства, провести эксперимент: молодым многодетным семьям — квартиры, высокие денежные пособия, декретный отпуск — в трудовой стаж. Да ещё организовать семинары в Европе, поучить ПАСЕчников тому, как бороться с вымиранием континента. Ввести налог на бездетность, а также уголовную ответственность не только за распространение, но и за употребление наркотиков. Подрываешь здоровье, деградируешь — значит, наносишь вред стране, и должен быть наказан. Грубо говоря, за уничтожение своего вида.

В здоровом теле — здоровый дух. Всё, что не во благо Отечества — не модно! Вот это будет патриотизм, а не говорильня с трибун, что происходит ныне день ото дня.

— Ваше отношение к антинародным проявлениям (фашизм, ксенофобия и др.) в России и методы «борьбы» с ним?

— Отечественные фашисты ужасны. Нужно понять, что ими движет. Они ведь считают себя патриотами. Убить таджикскую девочку — как прихлопнуть муху. Ни жалости, ни сострадания, ни угрызений совести… И после этого — на свободе! Необходимо ещё более ужесточить уголовную ответственность за проявления ксенофобии, преступления на национальной почве, заодно искоренив преступные этнические группировки, действия которых вызывают недовольство у молодёжи. Попутно поумерить пыл доморощенных представителей сексменьшинств, тусующихся в своих клубах. В последнее время скинхеды переключились на них. На днях один телеканал в выпуске новостей предоставил слово гею — подросточку на вид. Так, мол, и так, обижают нас скинхеды, но мы будем бороться за свои демократические права. Зачем рекламу делать? И гомосексуалистам, и скинхедам. Где на экране нормальные ребята?

Смотришь иногда на крепких парней, мучающихся от безделья или нашедших применение своим силам в бандитских кругах, и думаешь: а ведь в советское время они могли быть десантниками, морскими пехотинцами — настоящими защитниками Родины. Но пока всё, к сожалению, складывается по-другому. Когда там, наверху, вспомнят об этом и будущих поколениях?

 

«ИНТЕРМЕДИЯ»
рассказ
Сосо МЧЕДЛИШВИЛИ
Лауреат I Международного творческого конкурса «Вечная Память!»

(г. Тбилиси, Грузия)

Сосо МЧЕДЛИШВИЛИКинодраматург, пишет на грузинском и русском языках, выступает в качестве режиссёра и преподаёт в различных высших и средних учебных заведениях Тбилиси.

Родился в Тбилиси (1953)‚ в семье служащих. По линии отца — потомственный медик‚ мать — преподаватель музыки по классу фортепиано. После окончания специализированной физико-математической школы в Тбилиси‚ он поступил на физфак Тбилисского Государственного университета, закончил его по специальности теоретической физики. В 1981 году поступил на дневное отделение сценарного факультета ВГИК, обучался в мастерской Н.Н. Фигуровского. «После этого практически вся моя жизнь связана с драматургией — пишет о себе Иосиф Георгиевич, — будь то написание сценариев‚ съемки фильмов‚ преподавание либо основ‚ либо теории драматургии в различных учебных заведениях Тбилиси. В настоящее время преподаю в колледже медиа и тележурналистики при Учебной телевизионной студии. В 1996-97 годах обучался во Франции, по специальности политики в области культуры‚ там же получил и диплом Бургундского университета».

К творчеству был приобщён с раннего детства, увлекался рисованием‚ лепкой и музыкой. О литературном творчестве не думал, хотя с детства с запоем читал всё, что оказывалось под рукой. Первый свой короткометражный документальный фильм в соавторстве с Н.Милашкиной он снял на телестудии г. Комсомольска-на-Амуре, в 1982 году‚ во время производственной учебной практики на местном телевидении. Эта картина-повесть «Хроника одного рейса» о трудяге-буксире‚ циркулирующего по могучему Амуру — с баржей‚ полной гравием по течению вниз‚ и порожняком вверх‚ до самого карьера.

«Что касается сценариев‚ то своей первой публикацией я считаю контракт‚ оформленный с Центральной сценарной студией в Москве‚ еще в бытность мою студентом‚ за победу в конкурсе на лучшую заявку на сценарий художественного фильма под девизом: «Герой жизни — герой экрана». К сожалению, в том далёком 1984 году я несколько опередил события, которые вошли в историю под названием «перестройка»‚ и потому фильм «Мой друг Самсон» так и не был реализован».

 

«СКЛЕРОЗ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ»
«ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА»
«ПОСЛЕДНЕЕ СКАЗАНИЕ ФРОНТОВИКА»
очерки
Александр ОГНЁВ
Лауреат I Международного творческого конкурса «Вечная Память!»

(г. Тверь, Россия)

Александр ОГНЁВУчастник Великой Отечественной войны, член Союза писателей России, профессор, заслуженный деятель науки РФ.

Родился 10 июня 1925 года в деревне Красненькое Тверской области. В 1940 году учился в Кимрском педучилище. В первые годы войны — в 1941-42 годах, работал в колхозе, в январе 1943 года призван в ряды Советской Армии. На фронте был ранен и контужен. Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени и медалями. Вернувшись из армии в 1947 году, работал и учился, защитил кандидатскую диссертацию. Работал в Елецком, Барнаульском, Саратовском пединститутах, Саратовском университете. В 1971 году принят в члены Союза писателей СССР. В 1974 году защитил докторскую диссертацию, в 77-м ему присвоено звание профессора, а в 96 году — Заслуженного деятеля науки Российской Федерации. С 1975 по 1994 год заведовал кафедрой русской литературы ХХ века Тверского Государственного Университета.

Несмотря на свой возраст, Александр Васильевич и по сей день продолжает свою преподавательскую деятельность в этом университете. А вот как он ответил на вопросы журнала, которые были адресованы и другим участникам конкурса:

— С какого времени занимаетесь творчеством, и как называлась ваша первая публикация?

— Ряд заметок и статей я опубликовал еще в 1948-1949 годах в газете «Комсомолец Узбекистана» и в 1950-е годы в газете «Волга» (Астрахань). В это же время появились мои рецензии на произведения о Великой Отечественной войне — в газетах «Ленинское знамя» и «Ленинец» (г. Липецк), «Красное знамя» (г.Елец), «Знамя Родины» (г. Воронеж). Впервые напечатался в центральной печати в журналах «Октябрь» (1958) и «Молодая гвардия» (1960). До настоящего времени опубликовал свыше 270 работ, в том числе 13 монографий и учебных пособий, две повести и ряд рассказов.

— Почему вы решили участвовать в МТК «Вечная Память!», каково значение конкурса для вас и что принесло вам участие в нем?

— Я, бывший фронтовик, ряд десятилетий тщательно изучал, используя все доступные мне отечественные и иностранные источники, историю Великой Отечественной войны, опубликовал о ней целый ряд работ. Это изучение продолжаю и сейчас, что во многом объясняет мое участие в МТК «Вечная память!». К тому же мне хотелось поддержать задумку журнала «Сенатор», которая всколыхнула немалый слой авторов и читателей, — способствовать более верному пониманию самой сути Великой Отечественной войны, более глубокому осознанию того, с каким коварным и злобным врагом мы воевали, каких неимоверных усилий и потерь потребовала от России наша Победа.

— Какое место занимает память о Великой Отечественной войне в жизни вашей семьи и близких родственников?

— Великая Отечественная война, ставшая главным событием моей жизни, никогда не отпускала от себя мою память и в немалой степени определила мое поведение в дальнейшей жизни. Если во мне было что-то хорошее (после завершения учебы в 48 полку автоматчиков меня оставили обучать новобранцев 1926 года рождения, но я сумел вырваться на фронт) и, возможно, осталось до сих пор, то оно с наибольшей силой и наглядностью проявилось в то Великое и Трагическое Время. Мне горько оттого, что я уже не могу связаться ни с одним из тех, с кем вместе воевал в пехоте-матушке. Болит мое сердце и потому, что мой отец погиб в боях с врагом в ноябре 1941 года где-то в районе Ржева, а где — никогда не узнаю. Очень бы хотелось, чтобы у него была могила, чтобы я и мои близкие родственники могли подойти к ней и низко поклониться ему. Мы безвозвратно уносим с собой личное знание того, как в огненные военные годы своей горячей кровью, своим подорванным здоровьем защищали Родную Землю от лютого врага. И разве может гневно не биться сердце от мысли о границах России, которые в наше время проходят недалеко от Смоленска и Брянска? Наша Победа сосредоточила в себе огромное нравственно-психологическое богатство. Народная память о том, как Россия сумела выстоять в исключительно тяжелые военные годы, укрепляет нашу надежду на то, что она и нынешние лихие беды сможет одолеть.

— Как вы думаете, что происходит с патриотизмом в России и что нужно предпринять на государственном уровне для его усиления в обществе? Каково значение в этом память о Великой Отечественной войне?

— Я не мыслю себе жизни вне России. В основе государственного патриотизма лежит любовь к своему Отечеству, историческое право народа на сохранение своей национально-государственной самобытности. Патриоты разной политической окраски любят р а з н у ю Россию. Следует помнить это, но беречь, спасать Россию надо обязательно (исчезнет она — все остальное в политике отпадет само собой). Именно Россия — первооснова нашей любви. Когда это перестает быть главным, тогда на первый план выступают политические взгляды, партийный патриотизм в этом случае может игнорировать интересы Родины. Л.Бородин говорил: «Когда мы с группой писателей были в Иркутске, кто-то из журналистов задал вопрос, почему я, бывший зэк, выступаю вместе с маститыми советскими писателями? Я сказал: «Есть одно, что нас объединяет независимо от политических пристрастий — любовь к России». И это очень существенно. Немотивированная, ничем не обоснованная, естественно органичная, как любовь сына к матери» («День литературы».12.04.2002).

В начале 90-х годах предлагали изъять «из обращения самые крупные купюры — народ, Россия, Родина, патриотизм». А.Сахаров считал, что «призыв к патриотизму — это уже совсем из арсенала официозной пропаганды» («Новый мир».1998.№9.С.66). Газета «Известия» приравнивала патриотов к фашистам. «Комсомольская правда» заявила: «Патриотизм сегодня — это анахронизм…». «Литгазета» сообщила, что «патриотизм надежно опорочен». Журнал «Российская Федерация сегодня» (2001.№12) привел результаты исследования среди призывников. Их спросили: «Считаете ли вы себя патриотом?» В 1987 году патриотами назвали себя 97% призывников, в 1990-м — 42%, а 2000-м — лишь 23%. Министр культуры А.Соколов сказал 6 ноября 2004 года: «К сожалению, слово «патриотизм» в настоящее время слишком затерто, размыто, его звучание снижено». Еще 10 декабря 1989 года на втором совещании депутатского клуба России приняли резолюцию о СМИ, в которой говорилось: «На страницах печати, в передачах радио и телевидения появляются материалы, пронизанные нигилизмом, очернительством прошлого России, подрывающие уважение молодежи к своей Родине, дискредитируется патриотизм, лучшие исторические традиции и опыт народов России. Налицо массовое внедрение иностранной терминологии, которая не только засоряет языки народов Российской Федерации, но ведет к денационализации сознания. …Народам России нужны национальные средства массовой информации!».

Правительство России приняло постановление о патриотическом воспитании на 2005-2010 годы, а либералы, которые оплевывали патриотизм многие годы, продолжают это делать и сейчас. Мое поколение воспитывалось на завоеваниях Октября, идеалах социальной справедливости, на книгах Н. Островского, а Госдума отменила праздничный день 7-го ноября, СМИ не вспомнили о Павке Корчагине, когда исполнилось 100 лет со дня рождения Н. Островского. Мы докатились до того, что по телевидению показывают клеветнические фильмы типа «Штрафбат». Даже 9-го мая 2006 года по первому каналу демонстрировали фильм «Девятая рота», создатели которого своей недостойной задачей ставили продолжение войны с советской властью. Можно ли воспитывать патриотизм, очерняя СССР, победивший фашизм, ставший великой державой?

Разрушая нашу историческую память, чувство самоуважения и национального достоинства, воюя с советским прошлым, очернители вытравливают из народного сознания те великие свершения, которые должны быть нашим нетленным национальным достоянием. Чтобы на самом деле воспитывать патриотизм, надо добиться того, чтобы телевидение перестало быть «факультетом разложения» людей. Писатель Д.Каралис заявил: «Если что-то и погубит Россию, то собственное телевидение. …Православная цивилизация со своими ценностями уничтожается ежедневно, ежечасно, ежеминутно… «Учить патриотизму» молодого человека, т.е. «учить» любить Родину при нынешнем раскладе телевизионных сил, все равно, что вести контрпропаганду звеном октябрят в тылу матерого противника. Образ Родины, который должен полюбить молодой человек, ежедневно заплевывается, унижается, втаптывается в грязь и подвергается осмеянию» («ЛГ».№7-8.2006). Надо, чтобы на вершине власти в России были настоящие патриоты, которые бы умно и настойчиво делали все, чтобы превратить ее в Великую Процветающую Державу.

— Ваше отношение к антинародным проявлениям (фашизм, ксенофобия и др.) в России и методы «борьбы» с ним?

— Мне кажется излишним говорить о том, что я резко отрицательно отношусь к фашизму и ксенофобии. Но хочется отметить, что слабая сторона русских — низкое национальное самолюбие, для них не могут быть привлекательными фашистская идеология и разные «фобии». Думается, что необходимо учесть и то, что «у нас в стране больше всего говорят об опасности ксенофобии те, кто превратил публичное глумление над Россией и русскими в свою профессию, в стимул своего творчества, кто сам денно и нощно пропагандирует ксенофобию. …наибольшую опасность для духовного здоровья страны представляет ксенофобия наших либералов, которые обильно представлены в наших СМИ…» («ЛГ».№6.2004). Сейчас, когда существует вопиющее социальное расслоение, а десятки миллионов людей обречены на нищету, когда при разрушении СССР либералы разжигали национальные страсти, среди молодежи могут появиться нежелательные явления. Для их ликвидации надо добиться большей социальной справедливости, а для этого необходимо изменение экономического курса страны. Конечно, очень важна и воспитательная работа в школе и вузах. И надо как можно быстрее ликвидировать детскую беспризорность, которая стала источником проявления преступности.

 

«МОЖЕТ, СВИДИМСЯ ЕЩЕ?..»
документальная повесть
Виталий ФЕСЕНКО
Лауреат I Международного творческого конкурса «Вечная Память!»

(г. Севастополь, Украина)

Виталий ФЕСЕНКОЧлен Национального союза писателей Украины.

Родился я за год до войны 11.10.1940 г. в городе Евпатория, в семье кадрового военного летчика. После начала войны эвакуировался с матерью и пятилетней сестрой, сначала на Кубань, затеи на Кавказ. Немцы преследовали нас, идя за нами буквально по пятам, они рвались к нефтяным месторождениям и гнали перед собой тысячи беженцев. Конечным пунктом нашего бегства стало горное селение близ города Кафан (самая южная точка Армении на границе с Ираном). За время наших скитаний было все: обстрелы и бомбежки эшелонов с беженцами (женщины и дети на открытых платформах), и окружение десантом под Грозном, и голод, и безразличие и наглость местных начальников, отсиживающихся в тылу, и конечно же душевность и доброта простых людей — грузин и армян. Но мне было всего 2-3 года и в памяти от всего остались, как стоп-кадры, картинки заходящего на бреющем полете фашистского истребителя, расстреливающего наш эшелон. Это было первое, что моя память выхватила из нескольких лет моей жизни. Следующей вспышкой в мою память вошло мгновенье, когда мы узнали о Победе. Победа! Это было ночью, мы проснулись от беспорядочной стрельбы и криков на улице: «Победа! Победа!». Мы выглянули из чердачного окна (жили в маленькой каморке на чердаке в городе Ставрополе, тогда еще Ворошиловске) и увидели вспышки ракет и ликующих людей, выскакивающих на улицу. Следующей зарубкой в памяти, уже более осознанной, был приезд отца, он приехал за нами, чтобы забрать нас в Севастополь. Это был конец мая, он был в белой форме морского летчика, на груди сверкали медали и ордена. Мы были счастливы и все завидовали нам (этот эпизод есть в моей повести). Руины сожженного Севастополя — это мое детство, они сформировали понятие Родины.

Жили мы в близлежащих гарнизонах (в самом Севастополе жить было негде). За эти детские годы в мою жизнь вошло Черное море, как часть моей Родины, как неотъемлемая часть великой России. Строки в стихотворении «Севастопольские триолеты» как бы подытожили мою любовь к Черному морю и историческую неразрывность связи этого моря с Россией. Эти строки появились уже в зрелом возрасте.

О моря Черного стихия,
Прикован я к тебе судьбой,
Люблю я штиль твой и прибой,
О моря Черного стихия.
Я с детства покорен тобой,
Ты мной любима, как Россия,
О моря Черного стихия,
Прикован я к тебе судьбой!

Моя далекая Россия,
Чем дальше, тем для нас родней,
И чем становимся взрослей,
Моя далекая Россия,
Для нас утрата все больней,
Как моря Черного стихия,
Моя далекая Россия,
Чем дальше, тем для нас родней.

Как моря Черного стихия,
Россия, ты всегда со мной,
С непредсказуемой судьбой,
Как моря Черного стихия.
Была ты грешной и святой,
Но вожделенна, как мессия,
Как моря Черного стихия,
Россия, ты всегда со мной!

В первый класс я пошел в поселке Кача (именно здесь была создана первая в России авиашкола, а затем — легендарное Качинское летное училище. Кстати, его окончил и мой отец, но когда оно было уже в Сталинграде). Вскоре отца перевели в Прибалтику и после года безмятежной жизни в прекрасной европейской Риге, не тронутой войной, мы отправились в Заполярье, в гарнизон (аэродром Кильпяврь) у норвежско-финской границы (в самой северной части Кольского полуострова). На Севере, сменив три места жительства, мы прожили до 1954 года, когда отец –полковник авиации, был переведен «по состоянию здоровья» опять в Севастополь. Круг замкнулся. В 1958 году я закончил школу, а в 1962 году музыкальное отделение Ялтинского педучилища. В 1964 году поступил во МГИК на режиссерское отделение (в этом же году в возрасте 52 лет ушел из жизни отец — война не прошла даром). С 1968 по 1977 продолжал «скитальческую» жизнь, предопределенную детям военнослужащих — работал актером и режиссером в театрах нашей необъятной страны. В конце концов, я вновь вернулся в Севастополь, оставил театр и стал работать дизайнером в ЦКБ «Таврия», вплоть до выхода на пенсию.

— С какого времени занимаетесь творчеством, и как называлась ваша первая публикация?

— Писать (стихи) начал в конце шестидесятых, проза появилась в начале семидесятых. Печатался в местных газетах. Первая публикация появилась в «Двинской правде» — это был репортаж о художественной выставке. В 80-90-х годах печатался в севастопольских и крымских газетах, журналах и альманахах. Был членом Союза писателей Крыма, а с 2003 года член «Национального союза писателей Украины».

— Почему вы решили участвовать в МТК «Вечная Память!», каково значение конкурса для вас и что принесло вам участие в нем?

— Посчитал для себя необходимым участие в конкурсе, так как его идея созвучна моему пониманию Вечной памяти и стремлению передать то, что я помню и знаю, молодежи. Конкурс дает возможность донести до огромной читательской аудитории России малоизвестные факты, в частности открыть самые трагические страницы последних дней обороны Севастополя (июнь — июль 1942 года). Пока будет гореть огонь Вечной памяти о подвиге героических защитников Севастополя, в сердцах россиян по-прежнему будет жить Севастополь как город русской славы. Этот конкурс дает возможность внести и свою скромную лепту в создание огромного и полновесного памятника всем героям Великой Отечественной войны.

Ощущаю удовлетворение оттого, что тысячи людей откликнулись на призыв участвовать в этом благородном деле. Отрадно, что среди них много молодежи, думаю, что в этой акции это самое главное.

— Какое место занимает память о Великой Отечественной войне в жизни вашей семьи и близких родственников?

— Все мои родственники, в той или иной степени, были участниками Великой Отечественной войны, многие погибли. И в каждой семье бережно хранятся награды ветеранов и память о тех, кто не вернулся.

Каждый год, 9 Мая мы достаем с сестрой медали и ордена отца (2 ордена Красной Звезды, орден Отечественной войны, орден Красного знамени, орден Ленина; медали за Оборону Севастополя, за Оборону Кавказа, За Отвагу, рассматриваем фотографии тех лет, читаем отрывки из его дневников (мне удалось опубликовать их в альманахе «Севастополь» в 2004 году, позже они были опубликованы в 4 томе «Севастополь. Историческая повесть», где публикуются раритетные материалы по истории Севастополя). Моя сестра (она работает библиотекарем в узле связи российского ЧФ) проводит в эти дни беседы с молодыми матросами, рассказывает о героях обороны Севастополя и показывает настоящие боевые награды отца. Две мои дочки и внучка неравнодушны к истории жизни своего деда и прадеда. Надеюсь, что они свой интерес и любовь к своим предкам передадут своим детям — только так может жить Вечная память.

— Как вы думаете, что происходит с патриотизмом в России и что нужно предпринять на государственном уровне для его усиления в обществе? Каково значение в этом память о Великой Отечественной войне?

— В связи с развалом Союза и уходом из жизни большинства ветеранов, а теперь уже и детей войны, с отсутствием осознанного, планомерного патриотического воспитания молодежи, мало знающей о Великой Отечественной войне, патриотизм сдал свои позиции. И действительно, могут ли американские боевики, заполонившие экраны, воспитать русского патриота? Необходим заслон так называемой американской культуре и серьезная работа государства с молодежью (начиная с детского садика). В этой связи значение конкурса «Вечная память» трудно переоценить. Это первый камень в фундамент патриотизма возрождающейся России.

А для севастопольцев наш конкурс имеет особое значение — пока будет существовать память о героизме всего нашего народа в годы Великой Отечественной войны и, в частности, память о беспримерном подвиге защитников Севастополя во время его первой и второй обороны, он останется в сознании россиян городом русской Славы, неотделимым от России, от её героической истории и никакие фальсификаторы не смогут исказить эту многовековую историю и доказать обратное. Севастопольцы не позволят властям превратить свой город в заштатное курортное местечко, лишенное российских корней и не помнящее о своих легендарных защитниках — адмиралов, простых матросов и солдатах.

— Ваше отношение к антинародным проявлениям (фашизм, ксенофобия и др.) в России и методы «борьбы» с ним?

— Именно отсутствие у молодежи святой «Вечной памяти» и позволило появиться позорным фактам, подтверждающим зарождение в России фашизма и обострение расовой нетерпимости. Зачатки этой болезни надо выжигать каленым железом и нетерпимостью всего общества.

А для Украины — это серьезное напоминание о том, какой ценой, какой кровью досталась нам Победа в последней войне, сколько миллионов жизней было отдано, чтобы освободить Родину от фашистского нашествия и уничтожить врага в его логове. И никогда ветераны-антифашисты не будут «брататься» с «оуновцами», «бандеровцами» и другими фашистскими холуями, уничтожавшими свой народ, о чем мечтает президент Украины Юшенко. Вечная память о погибших героях — лучшая прививка для молодёжи от страшного вируса фашизма, который проникает в нашу жизнь.

Война и возникшее фронтовое братство, как никогда, сплотили многонациональную страну и позволили сокрушить страшного врага, а после, еще долгие годы плечом к плечу люди разных национальностей поднимали страну из руин, возрождая города и села. Тому яркий пример и Севастополь, и Сталинград, и Минск, и Ленинград...

дипломанты-1 | дипломанты-2 | дипломанты-3


 

SENATOR — СЕНАТОР
Пусть знают и помнят потомки!


 
® Журнал «СЕНАТОР». Cвидетельство №014633 Комитета РФ по печати (1996).
Учредители: ЗАО Издательство «ИНТЕР-ПРЕССА» (Москва); Администрация Тюменской области.
Тираж — 20 000 экз., объем — 200 полос. Полиграфия: EU (Finland).
Телефон редакции: +7 (495) 764 49-43. E-mail: [email protected].

 

 
© 1996-2024 — В с е   п р а в а   з а щ и щ е н ы   и   о х р а н я ю т с я   з а к о н о м   РФ.
Мнение авторов необязательно совпадает с мнением редакции. Перепечатка материалов и их
использование в любой форме обязательно с разрешения редакции со ссылкой на журнал
«СЕНАТОР»
ИД «ИНТЕРПРЕССА»
. Редакция не отвечает на письма и не вступает в переписку.