Плакат «Родина-мать зовёт!»: как агитка стала шедевром?..
Каждому казалось, что это его мама, самая родная и любимая на свете.
СВЕТЛАНА УСАНКОВА,
ВЛАДИМИР РОГОЗА
«Портрет жены художника» — достаточно распространённое в искусстве явление. Сотни живописцев всех времён и народов с упоением воплощали на холстах образы своих возлюбленных — нежных и грациозных, задумчивых и мечтательных, взбалмошных и темпераментных, кокетливых и игривых… Но лишь один из них оказался по-настоящему близким и родным для миллионов людей. И даже более того: он внёс свою лепту в мировую историю.
Советский художник Ираклий Тоидзе — грузин по происхождению — был женат на красивой русской женщине по имени Тамара. Земляки мужа обращались к ней весьма почтительно: Тамара Фёдоровна. 22 июня 1941 года Ираклий Моисеевич работал в своей мастерской над репродукцией к поэме «Витязь в тигровой шкуре», когда дверь внезапно распахнулась и в комнату вихрем ворвалась жена. «Война!» — только и вырвалось у неё.
Рукой она как-то растерянно указывала туда, за распахнутую дверь, где из уличного репродуктора только что прозвучало сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР. Художник никогда ещё не видел Тамару Фёдоровну в таком состоянии. Через испуг и тревожное смятение на ее лице пробивался немой призыв: «Надо срочно что-то делать!». Бежать, спасать!.. «Стой так и не двигайся!» — попросил Тоидзе и тут же стал один за другим делать наброски.
По воспоминаниям сына художника — Александра Тоидзе, его отец очень любил поэзию Андрея Белого и даже подчеркнул карандашом в томике стихов строки: «Позволь же, о Родина-мать, в глухое, сырое раздолье, в раздолье твоё прорыдать». Подчеркнул — значит, запали в душу. Запали — значит, рано или поздно должны были прорасти чем-нибудь: настроением, озарением, вдохновением. И проросли же!
Уже к концу месяца плакат «Родина-мать зовёт!», напечатанный огромными тиражами, увидела вся страна. Агитки клеили на вокзалах и на сборных пунктах, в госучреждениях и колхозных конторах, да и просто на улицах — на дощатых заборах и кирпичных стенах. Известны случаи, когда, сдавая немцам тот или иной населённый пункт, наши солдаты напоследок срывали плакатики с «мамой» и уносили с собой. Типографии военного времени даже выпустили специальный, «миниатюрный» тираж «Родины-матери». Репродукции размером чуть меньше обычной почтовой открытки хранились у многих фронтовиков. Их носили в нагрудных карманах гимнастёрок — рядом с фотографиями дорогих и любимых людей, рядом с партийными и комсомольскими билетами. В Первую мировую войну столь трепетно защитники Отечества относились к другому оберегу — иконке с образом Божьей матери.
Писатель Виктор Суворов выдвинул против истории создания плаката, бережно передаваемой в семье Тоидзе из поколения в поколение, свои контраргументы. В книге «День «М»« он утверждает, что «Родина-мать» была создана и размножена ещё до начала войны. Насколько достоверна подобная информация, сложно судить. Зачем тогда потомкам художника упрямо отстаивать версию спонтанного рождения композиции? Ведь можно было бы гораздо успешнее «попиариться» на байках под грифом «Секретные материалы» и рассказать о том, как из-под кисти прославленного мастера однажды вышла государственная тайна особой важности.
Впрочем, исследователи расходятся и в трактовке композиции плаката. Некоторые из них считают, что приподнятая и слегка отведённая назад левая рука Родины-матери — характерный жест эмоциональных женщин-грузинок. Он означает «все сюда!», «ко мне, за мной!» и, возможно, был перенят у них и Тамарой Фёдоровной. По мнению других, рука скопирована с французского агитационного плаката периода первой мировой войны. Третьи и вовсе уверены в том, что в качестве основы для своего произведения Тоидзе использовал образы с плакатов Дмитрия Моора «Ты записался добровольцем?» и американского художника Джеймса Флагга «I WANT YOU FOR U.S. ARMY». Не забыт также Эжен Делакруа с его знаменитой картиной «Свобода, ведущая народ» (1830), где он запечатлел национальный символ Франции — Марианну.
Как бы там ни спорили маститые искусствоведы о смысловом и композиционном решении плаката Тоидзе, в одном они сходятся: агитационный образ оказался настолько проникновенным и впечатляющим, что стал подлинным шедевром. По уровню воздействия на чувства людей с ним могла сравниться лишь песня «Священная война». И тем, кто этому воздействию подвергался, уже не нужно было на политзанятиях объяснять, как и для чего защищают Родину.
С последнего десятилетия прошлого века плакат снова стал невероятно востребованным. Его взяла на вооружение быстро развивающаяся, сметливая и продвинутая рекламная индустрия. Женщина в ниспадающем с головы платке теперь звала на распродажи с беспрецедентными скидками и на церемонии открытия новых торговых центров.
Если не ошибаюсь, в каком-то из дальневосточных городов открыли крупный автосалон, специализирующийся на продаже японских машин. Назвали соответственно: «Япона-мать». Каким «креативом» сопровождалась рекламная кампания, думаю, вы уже догадались. Местные ветераны не вынесли такого глумления над плакатом и в оскорблённых чувствах подали заявление в суд. Не помню, взыскал ли судья с владельцев салона что-нибудь за аморалку, но все свои креативные баннеры им пришлось снять.
Так что не надо путать патриотизм с коммерцией. Жизнь в любом случае все расставит по местам.
Мы ещё очень мало знаем о людях, которые не только пережили Великую Отечественную войну, прошли её дорогами, познали боль тяжёлых утрат и радость побед, но и ярко отразили её в своём творчестве. Благодаря ним мы имеем возможность увидеть и прочувствовать то, что в своё время увидели и пережили они. Их произведения — это не просто картины, плакаты, рисунки, скульптуры, сегодня они стали подлинными документами истории, сохранившими для потомков память о том великом и трагическом времени.
Великая Отечественная война мобилизовала деятелей искусства на отпор врагу всеми возможными для них средствами. Многие из созданных в годы войны произведений по накалу патриотических чувств, художественному мастерству, выразительности и эмоциональности по праву считаются непревзойдёнными. Наиболее значительные из них вошли в золотой фонд не только отечественного, но и мирового искусства.
С. Герасимов: «Мать партизана»
Стоит отметить, что многие художники встали на защиту Родины с оружием в руках. Более 900 из них ушли на фронт. Они были свидетелями, а то и непосредственными участниками происходящих драматических событий. Верные своему профессиональному и нравственному долгу, они между боями успевали в походных альбомах, на клочках бумаги, сделать наброски прошедшего боя, нарисовать портрет сослуживца или выпустить боевой листок с броскими карикатурами. Многочисленные зарисовки и этюды, созданные в перерывах между боями В. Богаткиным, О. Верейским, Н. Жуковым и другими фронтовиками представляют собой бесценный художественно-документальный материал. Неслучайно на художественных выставках произведений тех лет их работы всегда представлены и вызывают неизменный интерес зрителей.
Первыми художественный «залп» по фашистам произвели Кукрыниксы, уже на третий день войны издавшие плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага». Вскоре Н. Тоидзе создал самый известный плакат военных лет «Родина-мать зовёт!». Этот плакат потрясающе выразителен, недаром он считается лучшим произведением жанра. На него и сегодня трудно смотреть без волнения. Плакат «Родина-мать зовёт!» и песня «Священная война» (слова В. Лебедева-Кумача, музыка А. Александрова), рождённые в первые дни Великой Отечественной войны, стали её своеобразными художественными символами.
Естественно, что в годы войны особо ценилась оперативность в художественном освещении событий на фронте и в тылу. Были созданы тысячи плакатов, листовок, открыток. При этом использовались не только художественно обобщённые образы, но и фотографии — ставшие документальным свидетельством тех событий. Так, одним из лучших плакатов того времени стал созданный В. Корецким плакат «Воин Красной Армии, спаси!», основу которого составила удивительная по выразительности фотография.
Фронтовики вспоминают, что эмоциональные плакаты В. Иванова «Пьём воду родного Днепра, Будем пить из Прута, Немана и Буга» и Л. Голованова «Дойдём до Берлина» помогали укреплять веру в свои силы и неизбежность разгрома агрессоров.
Особую роль выполняли сатирические плакаты. Нередко броские листы «Окон ТАСС», выполненные от руки буквально через несколько часов после произошедших событий и размноженные с помощью трафарета, становились первыми художественными свидетельствами побед Красной Армии. Именно оперативность «Окон» была их главным преимуществом по сравнению с печатными плакатами и листовками.
В выпуске плакатов активное участие принимали лучшие отечественные художники: Кукрыниксы, Б. Ефимов, М. Черемных, Г. Нисский и многие другие. Наши военные плакаты пользовались поразительной популярностью не только в СССР, их выставки в годы войны с большим успехом проходили в Англии, США, Швеции, Иране, Китае.
А. Пластов: «Фашист пролетел»
Наряду с оперативными художественными произведениями в годы войны создавались потрясающие по глубине эмоционального воздействия на зрителей полотна. Одной из первых таких картин стала работа А. Пластова «Фашист пролетел». В ней нет боя и сражающихся солдат, а только осенний пейзаж, разбредающееся стадо, убитый мальчик-подпасок и силуэт улетающего фашистского самолёта. В картине протест художника против жестокого, бессмысленного убийства сливается с болью за родную землю, над которой надругался враг.
В первые годы войны было создано немало картин, на которых изображалось именно варварство фашистов: превращение в руины мирных городов и сел, зверские казни и издевательства над людьми, творимые захватчиками. Таковы, например, полотна Г. Ряжского «В рабство», Я. Николаева «За что?», В. Серова «Расстрел».
Неизгладимое впечатление на зрителей оказывала картина С. Герасимова «Мать партизана», показывавшая, что моральное превосходство даже перед лицом смерти остается на стороне советских людей. На картине крупным планом изображены только две фигуры: простая русская крестьянка, сына которой ведут на расстрел, и палач-эсэсовец, который не в силах сломить дух русской женщины.
Одной из первых работ, в которой художник показал неумолимость всенародного сопротивления захватчикам, стала картина К. Юона «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года». Художник с документальной точностью запечатлел легендарный парад, с которого бойцы уходили прямо на фронт. Редко кому из участников этого парада удалось дожить до победы, но свой долг перед Отечеством они исполнили до конца.
Пожалуй, одной наиболее эмоциональных картин того времени стало полотно А. Дейнеки «Оборона Севастополя», в которой автор смог передать яростную ожесточённость последнего рукопашного боя моряков-черноморцев на набережной города русской морской славы. Несмотря на всю трагичность сюжета, зритель понимает, что этих людей можно убить, но победить их невозможно.
Показательно, что уже в наши дни большой плакат с репродукцией этой картины Дейнеки и лаконичной надписью «Здравствуй, НАТО», встречал в Севастополе американские корабли.
Свой значительный вклад в художественное отражение событий Великой Отечественной войны внесли живописцы Студии военных художников им. М.Б Грекова. Увиденное на фронтах художники И. Евстигнеев, К. Финагенов, П. Кривоногов, Б. Неменский отразили в крупных батальных полотнах. В 1944 году Кривоногов представил зрителям «Корсунь-Шевченковское побоище». Художник убедительно подводит зрителя к мысли, что, несмотря на все ужасы войны, крах фашизма и наша победа неизбежны. А в 1945 году по эскизам, написанным в поверженном Берлине, он приступил к созданию картины «Победа», ставшей одной из первых крупных художественных работ, отразивших победоносное завершение Великой Отечественной войны.
Особое место в изобразительном искусстве военного времени занял портретный жанр. Художники, скульпторы и графика создали удивительную по выразительности галерею образов известных военачальников, боевых офицеров и рядовых солдат, партизан и тружеников тыла. В лицах людей, изображённых на портретах, созданных П. Кориным, А. Герасимовым, П. Котовым, нет пафосности, только суровая уверенность, что победа будет за нами. Вглядитесь в портрет Героя Советского Союза генерал-майора И.В. Панфилова, которого художник В. Яковлев изобразил в критические дни боев под Москвой. Перед нами человек, который будет стоять насмерть и остановит врага на подступах к столице.
В. Корецкий: «Воин Красной Армии, спаси!»
Значительное количество скульптурных портретов создал в годы войны Е. Вучетич. Выдающийся скульптор В. Мухина в 1942 году выполнила портреты полковников Б.А. Юсупова и И.Л. Хижняка, находящихся после боевых ранений в госпитале. Её работа «Партизанка» стала обобщённым образом женщины, взявшей в руки оружие для отпора врагу. Выразительные скульптурные портреты создают 3. Азгур, Л. Кербель, С. Орлов. Некоторые скульпторы работали прямо на фронте, создавая свои произведения в перерывах между боями. Так, И. Першудчев выполняет на Юго-Западном фронте серию бюстов солдат и офицеров. В 1945 году он запечатлел и легендарных участников штурма Рейхстага — сержантов М. Егорова и М. Кантарию.
Новые прекрасные полотна создают в годы войны представители исторического жанра. П. Корин, написавший в 1942 году картину «Александр Невский», говорил, вспоминая об этом времени: «Я писал его в суровые годы войны, стремясь отразить непокорный, гордый дух нашего народа, который стал во весь свой гигантский рост». Стойкость и героизм наших предков прославляли в полотнах «Поединок Пересвета с Челубеем» М. Авилов, «Утро на Куликовом поле» А. Бубнов, «Трофеи русского оружия» Е. Лансере.
Высокое патриотическое содержание приобретает в годы войны пейзажная живопись, В своих пейзажах художники старались донести до зрителей красоту родной земли и те удивительные животворные силы, которые она придаёт людям. Пейзаж стал естественной частью многих батальных картин, зачастую придавая им нужную эмоциональную окраску. Появляется новый жанр — батальный пейзаж. Всмотритесь в полотна «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» (А. Дейнеко), «Зимние залпы Балтики» (Я. Ромас), «На Неве. Зима» (М. Платунов), «Ленинград. 1941 год» (А. Мыльников), на них практически нет людей, но какое сильное впечатление они производят на зрителя.
В 1944 году Кукрыниксы создают картину «Бегство Фашистов из Новгорода», в которой пейзаж разрушенного и подожжённого варварами древнего города играет главную роль.
Отмечая удивительную силу искусства в мобилизации людей на отпор врагу, художник А. Дейнека писал: «Большое искусство рождается в результате большого естественного чувства, и это может быть не только радостью, но и гневом». В годы войны изобразительное искусство по праву стало «сражающимся искусством», так как художники и скульпторы вместе с бойцами делили все тяготы войны и отображали в своих произведениях реальные события, свидетелями и участниками которых они были.
В самые тяжёлые годы войны в стране продолжали работать музеи, проводились выставки, на которые приходило значительное количество зрителей. Именно понимание художниками того, что в эти суровые годы их искусство очень нужно людям, придавало им силы и способствовало созданию замечательных произведений, которые и сегодня не оставляют людей равнодушными.
В наши дни вновь возрос интерес к Великой Отечественной войне, особенно среди молодежи. Люди, родившиеся в мирное время, узнают об этом великом и трагическом времени из рассказов ветеранов, из произведений литературы и искусства. Важнейшая роль в донесении до людей правды о Великой Отечественной войне принадлежит изобразительному искусству. Вглядываясь в картины, которые писали участники изображённых на них событий, мы лучше понимаем, через какие страдания прошёл наш народ, чтобы приблизить Великую Победу.
Произведения, созданные в годы Великой Отечественной войны, не стареют, так как они всегда нужны людям, ведь память о тех годах будет в нашем народе жить вечно.
® Журнал «СЕНАТОР». Cвидетельство №014633 Комитета РФ по печати (1996).
Учредители: ЗАО Издательство «ИНТЕР-ПРЕССА» (Москва); Администрация Тюменской области.
Тираж — 20 000 экз., объем — 200 полос. Полиграфия: EU (Finland).
Телефон редакции: +7 (495) 764 49-43. E-mail: [email protected]