журнал СЕНАТОР
журнал СЕНАТОР

«НА СЛАВНОЙ БЕЗЫМЯНКЕ»


 

ПОЛИНА КУЛИКОВА,
ученица 5 «Г» класса лицея «Созвездие».

ПОЛИНА КУЛИКОВА«Я родилась и выросла на Безымянке» – так о себе может сказать больше половины коренных самарцев. Недавно, я впервые услышала красивую легенду о том, что в годы войны на месте моего лицея располагался барак с больницей и родильным отделением. Возможно ли, что в суровые 40-е годы в нем рождались девочки и мальчики, ставшие бабушками и дедушками нынешним лицеистам? Этот факт меня очень взволновал. И тогда началась поисковая работа, результатом которой была собранная и восстановленная по крупицам история поселка Машстрой на Безымянке.


 

На огромной территории к Востоку от Самары в недалеком прошлом зеленели Черновские сады. Освоение Безымянки началось со времени строительства Самаро-Златоустовской железной дороги. Директор музея Самарского Государственного Университета путей сообщения Сигов Михаил Григорьевич рассказывает:

– В документе 1874 года министр путей сообщения Российской империи, генерал-адъютант Посьет сообщает императору об открытии Моршанско-Сызранской железной дороги». Вряд ли думал министр Посьет, какое значение будет иметь эта магистраль для развития промышленности Самарской губернии…

В 1903 году на ней был построен разъезд, который назвали Безымянкой, потому что по соседству посёлков не имелось, а рядом протекала речка Безымянка. Но именно ему суждено было стать самым известным в последующее время.

Почему именно на Безымянке в годы войны размещались эвакуированные заводы? Географическое положение Куйбышева таково, что, с одной стороны, он достаточно близок к западным границам, а с другой – хорошо защищен с запада широкой Волгой. Город также являлся важнейшим железнодорожным узлом – через него проходила дорога на Урал, Дальний Восток и в Среднюю Азию.

Развитие района, где находится мой лицей, напрямую связано с возникновением завода «Металлист». С этой целью я направилась на завод «Металлист-Самара», где Ярцева Людмила Николаевна – заместитель председателя профкома завода, рассказала мне о славных страницах истории «Металлиста».

– История завода началась в начале войны, когда в Куйбышев были эвакуированы заводы из Тулы, Коврова, Венюкова, Артемовска. Эшелоны с людьми и оборудованием шли в осеннее ненастье, под бомбежкой вражеской авиации.

Осваивать пришлось площадку, где незадолго до этого началось сооружение машиностроительного завода. Мой район и сейчас называют Машстроем. Я не раз слышала это название, и только теперь поняла, откуда оно произошло. Еще монтировались крыши корпуса №1, а рабочие и служащие уже завозили оборудование в недостроенные корпуса. Люди и оборудование работали круглосуточно, напряженно – и в декабре 1941 года завод выдал первую партию пулеметов «ДШК».

Наступали морозы. Строить надо было параллельно и завод, и поселок. Спешно были построены 54 большие землянки, строились бараки, шлакоблочные дома.

Вот на фотографии приведена правительственная телеграмма с просьбой к заводчанам – увеличить выпуск так необходимых фронту пулеметов. Отвечая на запрос фронта, заводчане трудились под лозунгом «100 машин в смену!» И заводу вручают переходящее Красное знамя Совета Министров СССР. А в конце войны награждают орденом Ленина.

Ветеран завода Яцук Василий ЗиновьевичНаравне с взрослыми по четырнадцать часов стояли у станков и подростки. Их называли юными рабочими. В их честь в Самаре теперь назван городок – Юнгородок. С некоторыми из них мне удалось познакомиться.

Ветеран завода Яцук Василий Зиновьевич работал токарем-инструментальщиком со дня основания завода. Его и его супругу Зинаиду Михайловну я навестила на их квартире. Василий Яцук был бригадиром первой комсомольско-молодежной фронтовой бригады в инструментальном цехе. Выпускали ребята пулеметы «ШКАС» для вооружения ИЛ-2. Работали по 12-19 часов.

Много интересного рассказали Василий Зиновьевич и Зинаида Михайловна о своем быте. Сначала жить пришлось в землянке. Я спросила: а что такое землянка? Для землянки в земле роется котлован, длиной 40 м, накрывается крышей, сколачиваются нары в 3 ряда. На всю землянку 1 печка-буржуйка.

Затем были построены бараки. Я с трудом представила себе, как вся территория перед заводом со стоящими на ней сегодня высокими домами, магазинами была заполнена бараками.

Какие же они были, эти бараки? Бараки – это стены и крыша, а потолка нет. Готовить в бараках было негде. Поэтому питались люди в заводских столовых. Обычным блюдом был суп из лебеды, которую косили прямо у цехов.

В 1947 году Василий Зиновьевич и Зинаида Михайловна поженились. А в 1948 – переехали в двухэтажные дома по Брусчатому переулку. Эти дома целы и сейчас, в них были общие кухни на 4 семьи, печки-голландки.

Когда я задала вопрос о больнице в бараке, Зинаида Михайловна подтвердила, что на месте моего лицея действительно располагался барак с больницей и родильным отделением. По словам Зинаиды Михайловны, там родился весь Машстрой. Значит ли это, что моя гипотеза подтверждается?

За ответом я направилась в совет ветеранов завода. Шметаева Валентина Васильевна – председатель Совета и Бобровская Анастасия Федоровна – её заместитель пригласили меня на свой праздник – День пожилого человека. Ветераны пели под аккордеон, а я думала, что правильно поется в песне: «Не стареют душой ветераны второй мировой!».

В этот день мне довелось узнать много новой поисковой информации. Мое предположение подтвердили многие ветераны. А Бобровская Анастасия Федоровна уточнила, что в роддоме, который действительно располагался на месте лицея в бараке № 10, её сестра родила сына. Этому человеку уже 60 лет, сейчас он живет в Мытищах, под Москвой.

Наша газета ПЕРЕМЕНКАНаша газета ПЕРЕМЕНКАПоиск информации велся также и из лицея. В лицейской газете «Переменка» я опубликовала сообщение о характере исследовательской работы, которой я занимаюсь. В нем я обратилась к ребятам лицея с просьбой поговорить со своими бабушками и дедушками – ветеранами завода «Металлист» о славных военных годах их биографий (рис.14,15). Откликов было много. Но самой большой удачей в моей поисковой работе было то, что нашлась медсестра из медсанчасти завода «Металлист».

Это Девицкая Вера Дмитриевна – бабушка Бурханова Максима из 5 «Г». Бывшая медсестра тоже подтвердила, что на месте моего лицея располагались барак с терапией и барак – роддом.

Значит, верно мое предположение о том, что мой лицей – место объединения разных поколений машстроевцев. Рожденные на этом месте прабабушки сегодня водят в наш лицей своих правнуков!

Еще один уникальный документ попал мне в руки в ходе поисковой работы. Это свидетельство о смерти мальчика Виталика. В 1941 году он вместе с мамой и папой приехал в Куйбышев на строительство завода. А в 1943 году он умер от пневмонии. К этому привели жизнь в землянке, нехватка питания и лекарств. Ему было всего 8 лет. Он был младшим братиком моей учительницы истории Софроновой Людмилы Васильевны. Его похоронили на городском кладбище, а когда приехали через две недели, могилы детей, в том числе и Виталика, были перекопаны. С тех пор мама Виталика, а сейчас его сестра, которая никогда его не видела, возлагают цветы просто к воротам кладбища.

История эта потрясла меня. К этому времени у меня уже было много материала о детях рабочих военной Безымянки. Мне довелось встретиться с кандидатом исторических наук, доцентом СамГУПС Шматовым Евгением Николаевичем. Исследования, проведенные Евгением Николаевичем по городам Среднего Поволжья, говорили о высокой детской смертности в Куйбышеве в военные годы, распространении эпидемий, детской безнадзорности.

Городские власти делали все возможное, чтобы поддержать детей войны. Завод «Металлист» для детей рабочих построил круглосуточные детские ясли, детский сад №39 (сейчас это детский сад гимназии «Перспектива»), а на 4-й просеке была выстроена дача, куда на лето вывозили детей завода. Моя учительница Людмила Васильевна вспомнила и о попробованных впервые пряниках, на Новый год выделенных заводом по карточкам, и о том, что растили детей заводчане всем миром.

Всей этой информацией мне хотелось поделиться с ребятами из лицея. Что известно им об истории Безымянки? С этой целью был проведен социологический опрос. Обработка результатов опроса огорчила. Почти 48% ребят с историей района не знакомы вообще.

Мы с Михаилом Николаевичем ДудикомРодилась идея провести школьное мероприятие, посвященное детям военной Безымянки. В числе приглашенных были представители Администрации, священнослужитель, ветераны из организации «Дети войны». Мы были рады встрече с Михаилом Николаевичем Дудиком. Михаил Николаевич – юный партизан и давний друг нашего класса 5 «Г». Когда я рассказывала о найденном документе и результатах своего поиска, ребята сидели притихшие, слушали внимательно. Я заметила, как наша тема тронула их. О войне, конечно, всем известно, но такого близкого прикосновения к живой истории ребятам испытывать, видимо, не приходилось.

В муниципальном предприятии «Жилсервис» мне удалось восстановить послевоенную историю застройки поселка Машстрой.

Первые одноэтажные дома военного времени поселка Машстрой по сей день можно увидеть на проезде 9 Мая, на ул. Советской Армии. Я стояла возле них и понимала: у этих домов есть своя душа, своя история. Интересно, что дома на этих улицах строили немецкие военнопленные. Старожилы рассказывают, ненависти к ним не было. В ровном отношении к немцам было осознание победителя над побежденным.

Если идти по 9 Мая дальше, встретится здание заводского молодежного общежития №3. В общежитие из бараков переселяли лучших комсомольцев, ударников трудового фронта.

Одновременно шло строительство заводского клуба и первой спортивной базы. В конце войны в одном из бараков разместили и библиотеку, на этом месте сейчас разбит сквер.

Дом культуры «Заря» я посещала много раз. Но никак не предполагала, что построен он в те же 40-е. Из беседы с директором дома культуры Схановой Антониной Хамитовной я узнала, что еще не было стен и крыш в некоторых цехах, а уже принято было решение строить клуб. В строительстве принимали участие заводчане и военнопленные немцы. И уже в 1943 году клуб «Заря» распахнул свои двери. В клубе ежегодно проводились смотры художественной самодеятельности цехов завода. В конце 1954 года клуб «Заря» реконструировали.

Ершова Лидия Васильевна – бабушка Саши Попкова из 9 «Д», рассказала, что на месте парка «Дружбы» был пустырь. На фотографии начала 50-х годов только что выстроенное здание клуба. В 50-х годах парк засаживали деревьями. В один день комсомольцы завода высадили 1000 деревьев.

В 1952-м году на проезде 9 Мая вырос первый многоэтажный дом. Дом выполнен в виде буквы «Г», по улице Гагарина имеет №153. А на фотографии 1954 года – субботник. Комсомольцы завода готовят к сдаче дом по улице Гагарина №155 – убирают строительный мусор, моют. Посмотрите, какое хорошее у всех настроение!

В честь работников завода «Металлист», отдавших свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины, в 1963 году на территории завода воздвигнут памятник-обелиск.

В 70-е годы построен заводской санаторий-профилакторий (в собственность налоговой инспекции Советского района здание перешло в 90-е годы).

Долгое время большинство улиц Безымянки не носили названий: она была поделена на участки – №1, №2, №3. Моя улица – улица Победы – называлась Второй улицей Безымянки. Первая проходила по улице Физкультурной. Улицы пересекали линии. Улица Ново-Вокзальная, например, называлась Одиннадцатой линией Безымянки. Теперь мне понятно, почему переулки рядом с моим домом носят названия 1-ого и 2-ого Безымянных переулков.

Сегодня улицы Безымянки носят гордые и звучные имена. Вклад нашей Безымянки в победу над врагом настолько велик, что в названиях большого количества объектов увековечено имя Великой Победы. Это парк 30-летия Победы, Проезд 9 Мая, станция метро Победы.

М.Н. Дудик - юный партизанБезымянки военного времени уже нет. Но это название увековечено в названии станции метро «Безымянка». Идея оформления станции понимается сразу: вид «Безымянки» должен напоминать образы зимы сорок первого; черные силуэты на белом снегу – людей, станков, строящихся зданий, самолетов. Никакой парадности – во всем строгий стиль мемориала.

Трудовой подвиг рабочей Безымянки отмечен созданием памятника – монументом легендарного самолёта ИЛ-2.

В память о вкладе трудящихся Самары в развитие авиационной промышленности страны, как в годы войны, так и в наши дни, в самом центре города воздвигнут монумент Славы в виде рабочего, поднявшего над головой крылья самолета.

Проведя поисково-исследовательскую работу по истории Безымянки в годы войны, я делаю вывод, что моим районом можно и нужно гордиться! Безымянка – славные страницы истории нашего города, рассказывающие о промышленном прорыве, совершенном в годы Великой Отечественной войны. Жители моего района не просто причастны к истории, они непосредственно делали историю, ковали Победу для всей страны. Великая Отечественная война коснулась и прошла сквозь судьбу каждого из них, будь то взрослый или ребенок.

Два года назад моя Безымянка была именинницей. Город торжественно отметил 65-летний юбилей этого мощного промышленного района. Мой главный вывод: бытовое название Безымянки несправедливо. Мой район – не Безымянен, он заслуживает самого громкого имени. А также воздания должного признания творцам его героического прошлого и легендарного настоящего.


 

SENATOR — СЕНАТОР
Пусть знают и помнят потомки!


 
® Журнал «СЕНАТОР». Cвидетельство №014633 Комитета РФ по печати (1996).
Учредители: ЗАО Издательство «ИНТЕР-ПРЕССА» (Москва); Администрация Тюменской области.
Тираж — 20 000 экз., объем — 200 полос. Полиграфия: EU (Finland).
Телефон редакции: +7 (495) 764 49-43. E-mail: [email protected].

 

 
© 1996-2024 — В с е   п р а в а   з а щ и щ е н ы   и   о х р а н я ю т с я   з а к о н о м   РФ.
Мнение авторов необязательно совпадает с мнением редакции. Перепечатка материалов и их
использование в любой форме обязательно с разрешения редакции со ссылкой на журнал
«СЕНАТОР»
ИД «ИНТЕРПРЕССА»
. Редакция не отвечает на письма и не вступает в переписку.